английская версия на главную Версия для слабовидящих

Ресурсы

Услуги

Программы. Проекты

Библиотекам

О библиотеке

Южный Урал юбилейный

Служение любимому делу

 

К 80-летию со дня рождения Елены Ильиничны Коган

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности...

Под псевдонимом "Библиотекарь"

 

В литературу она ворвалась триумфально. "Трудно представить себе сейчас, как она была знаменита! Какие вызывала ожесточенные споры… Но все сходились на одном — талант!" — вспоминал Ираклий Андронников.

И популярностью Лидия Сейфуллина пользовалась далеко не только в литературной среде. Ее творчеством восхищались даже жители глухой сибирской глубинки, еще только-только начинавшие приобщаться к грамоте и книжной культуре. Произведения Лидии Сейфуллиной в 1920-1930-х годах были действительно у всех на устах.

Впрочем, это вовсе не означало, что человеческая и творческая ее судьба складывалась безоблачно…

 

Лидия Николаевна СейфуллинаЛидия Николаевна Сейфуллина (03.04.1889-25.04.1954) родилась в казачьей станице Варламово Оренбургской губернии  (ныне Чебаркульский район Челябинской области), в семье русской крестьянки и крещеного татарина. Лидочка рано осталась без матери. Как память о ней осталась небольшая библиотека, и девочка очень любила читать. Начальное образование она получила в церковно-приходской школе с. Александровка, а затем окончила Оренбургское епархиальное училище. Училась хорошо, много читала, и уже здесь проявлялись ее способности к писательскому делу.

Отец, сельский священник, много сделал для ее духовного воспитания и становления, он привил дочери любовь к природе, русской классике, развивал в ней чувство прекрасного.

 

Будущей писательнице пришлось рано начинать самостоятельную трудовую жизнь. Работала она в городских и сельских школах учительницей, преподавала в воскресной школе для рабочих. Одновременно сотрудничала в газетах, участвовала в любительских спектаклях и даже в качестве профессиональной актрисы несколько сезонов ездила по России с гастролями.

После Октябрьского переворота Лидия Сейфуллина занималась культурно-просветительской деятельностью в советских учреждениях, ликвидацией детской беспризорности. Но не бросала и журналистику.

 

Лидия Сейфуллина и Валериан Правдухин

В марте 1919 г. Лидия Николаевна с мужем-писателем Валерианом Правдухиным приехала в Челябинск. Оба работали в Челябинском губнаробразе. Сейфуллина была инструктором по внешкольному образованию, Правдухин – заведующий внешкольным подотделом. Читали лекции в Народном доме (теперь Театр для молодежи), реальном училище, городских клубах, были активными журналистами областной газеты «Советская правда» ("Челябинский рабочий").

 

Правдухин называл жену "заядлой книжницей". Особую роль сыграла Лидия Николаевна в развитии библиотечного дела в Челябинской области. Она заведовала Челябинской городской библиотекой (1919-1920), сегодня это - Челябинская областная универсальная научная библиотека. С июля 1920 г. возглавляла библиотечную секцию в областном управлении народного образования. За девять месяцев после освобождения Челябинска от колчаковцев при ее участии было открыто более двадцати библиотек. Сейфуллина организовывала литературные вечера, кружки в библиотеках, закупала книги, собирала конфискованную у богатых и брошенную литературу, и распределяла ее по библиотекам города.

 

Особое внимание Лидия Николаевна уделяла библиотечной работе с детьми, выступала с докладами на эту тему, читала лекции о роли рассказывания детям, детском чтении, методах привлечения к книге. Свои статьи о библиотечном деле она подписывала: "Библиотекарь", "Л.С.»" "Л.Н.", "Л.".

 

В 1922 г., имея за плечами богатый и разнообразный жизненный опыт, Лидия Сейфуллина становится профессиональным литератором. Именно она, а не Макаренко, впервые обратилась к теме перевоспитания бывших беспризорников в идейно подкованных строителей нового общества. Ее повесть "Правонарушители", написанная на одном дыхании, была введена в школьную программу и разослана во все школы Урала и Сибири в качестве методического пособия.

 

Творческий багаж Лидии Сейфуллиной, в общем-то, невелик: роман "Путники", повести: "Виринея", "Перегной", "Каин-кабак". Наверное, она могла бы написать значительно больше. Главная же причина этой "скупости" заключалась в том, что Сейфуллина никогда не писала "в угоду тенденции".

 

Показателен такой эпизод: московское издательство предложило Сейфуллиной договор на книгу о преуспевающем колхозе и колхозниках. Она отказалась. Когда ее большой друг писатель Владимир Бахметьев стал уговаривать Лидию Николаевну взять заказ, она сказала: "Меня мучают вопросы, на которые я не нахожу ответа. Я не могу лгать в своих произведениях, я не могу писать о передовом колхозе, зная многие их трудности. Я не могу взять этот заказ". Заказ был передан другому прозаику. Тот его выполнил и получил Сталинскую премию. "А могла бы и ты получить", — укорил ее Бахметьев. На что Сейфуллина ответила: "Зато в моем творчестве нет лживой книги".

 

"Самое главное — быть в своем творчестве искренней и правдивой, тогда тебе поверят и будут читать твою книгу". Эти слова можно считать творческим и нравственным кредо писательницы, которому она неукоснительно следовала всю жизнь.

 

К ней, неизменно прямой, участливой и доброжелательной, всегда тянулись окружающие, в том числе и собратья по перу. Кто только не бывал в небольшой двухкомнатной квартирке Сейфуллиной в проезде МХАТа, где она поселилась с мужем в 1923 году! Сюда забредали "на огонек" М. Шагинян С. Есенин, А. Новиков-Прибой, И. Бабель, М. Шолохов и М. Пришвин… Здесь и на даче в Переделкино бывали М. Светлов, Н. Асеев, В. Инбер, Б. Пастернак, А. Ахматова, другие известные писатели.

 

Лидия Николаевна Сейфуллина

В роковые тридцатые был репрессирован и расстрелян Валериан Правдухин, Лидию Николаевну спасло только чудо. Или – следующее обстоятельство.

"Она была знаменита, – поясняет литературовед Эрнст Маркин. – Так знаменита, что сейчас и представить себе невозможно. … ее уже изучали в школах, вышло в свет собрание ее сочинений… Фадеева, Фурманова, Шолохова – этих имен еще никто не знал, знали – Лидию Сейфуллину. Волна славы перехлестывает границы: пьесу "Виринея" ставят в Праге, Париже. В Берлине она сдружилась с Маяковским и выступала вместе с ним, ворча: "Владимир Владимирович, пожалуйста, не становитесь со мной рядом! Я же вам только до колен…". Он звал ее Сейфуллинкой, во время выступлений наливал ей воды и говорил: "Я подаю воду замечательной советской писательнице. Приветствуйте ее". А из зала раздавалось: "А где она? Ее не видно. Пусть встанет повыше!" На что Маяковский отвечал: "Сейфуллина достаточно высоко стоит на собрании своих сочинений".

"Многоуважаемая татарка Лидия Сейфуллина, – писал ей в 1934 г. из Крыма остроумный Максим Горький, – чертова кукла с глазами, как шарикоподшипники! Мною, старым воробьем от литературы и генералом от старости… давно уже было замечено, что Вы не только весьма даровитый литератор, но человечица, влюбленная в литературу и, главное, смело честная, искренняя…"

 

Более 30 лет отдала Лидия Сейфуллина литературе. Судьба людей на революционном переломе стала главной темой ее произведений. Ее произведения — эти литературные бриллианты, в которых многими гранями сверкает талант Сейфуллиной, маленькой черноволосой женщины с огромными глазищами — продолжают нас восхищать и сегодня.

ЧИТАЙТЕ произведения Лидии Сейфуллиной в юношеской библиотеке:

 

  • Сочинения : в 2 т.: т. 1.: Повести и рассказы (1922-1924) / Л. Н. Сейфуллина. - М. : Худож. лит. , 1980. - 383 с.
  • Сочинения: в 2 т.: т. 2 / Л.Н. Сейфуллина. – М. 1980. - 164 с.
  • Избранные повести / Л.Н. Сейфуллина. – Волгоград: Ниж.–Волж. кн. изд-во, 1973. – 192 с.
  • Повести и рассказы  / Л.Н. Сейфуллина - М. : Худож.  лит., 1982. - 543 с.
  • Виринея / Л.Н. Сейфуллина. – Челябинск : Юж. – Урал. кн. изд-во, 1974. – 295 с.
  • Мужицкий сказ о Ленине / Л.Н. Сейфуллина. – Челябинск : Юж.- Урал. кн. изд-во, 1973. - 62 с.
  • Четыре главы : повести и рассказы / Л.Н. Сейфуллина. - М. : Современник, 1989. – 333 с.

Литература о Л.Н. Сейфуллиной:

 

  • Капитонова, Н.А. Л. Н. Сейфуллина / Н.А. Капитонова // Литературное краеведение. Челябинская область. - Челябинск : Абрис, 2008. - С. ...  : ил. - (Познай свой край).
  • Капитонова, Н.А. Сейфуллина Лидия Николаевна : Писатель, общественный деятель, библиотекарь / Н.А. Капитонова  // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2009. – Челябинск, 2008. – С. 131-138.
  • Дмитриева, Г. Родной край Лидии Сейфуллиной: Школа села Варламово Чебаркульского района носит имя известной писательницы Лидии Сейфуллиной / Г. Дмитриева // Челяб. рабочий. – 2009. – 8 мая. – С. 6.
  • Воронин, А. Ее пьесы шли в театрах СССР и Европы: К 115-летию писательницы Л.Н. Сейфуллиной // Южноурал. панорама. – 2004. – 3 апр. – С. 3.
  • Фонотов, М.С. Истома земли / Соловьиный остров. – Челябинск, 2001. – С.97-99.
  • Гальцева, Л. П. «Человечица, влюбленная в литературу / Л.П. Гальцева. // В Урале Русь отражена. – Челябинск, 1991. – С. 29-53.
  • Лазарев, А.И. «Знаменитая наша уралка» / А.И. Лазарев // Веч. Челябинск. – 1989. – 19 апр.
  • Туруева, И. Родом из Варламово: Репортаж из музея писательницы Л. Сейфуллиной. – Комсомолец. – 1983. - 2 мая.

 

 

 

Легенда театрального Челябинска

К 50-летию со дня основания театра "Манекен"

 

театр "Манекен"Одно из уникальных явлений в нашем городе – театр «Манекен». Основанный 50 лет назад (1 апреля 1963 г.) как студенческий театр эстрадных миниатюр в политехническом институте, сейчас это один из интереснейших творческих коллективов нашего города.

 

Первым режиссером был А.А. Морозов, в 1988 театр-студию возглавил Ю.И. Бобков.

 

Свои первые постановки театр осуществлял на сцене актового зала ЧПИ. Уже через три года театр становится лауреатом фестиваля и получает первую премию ЦК ВЛКСМ. Тогда же театр получает свое нынешнее название. А вот собственное помещение для спектаклей найти было гораздо труднее. Маленькое подвальное помещение порой просто не вмещало в себя всех желающих увидеть постановки «Манекена». Потребовалось почти 15 лет, чтобы уже широко известный и неоднократно премированный на престижных международных фестивалях актерский коллектив получил наконец-то свою крышу, тот самый знаменитый подвал в студенческом общежитии, крохотный зал которого из-за аншлага на каждом спектакле буквально трещал по швам.театр "Манекен"

 

Открытие "малой сцены" состоялось в 1980 году. Свое 25-летие "Манекен" отметил первыми "Театральными опытами"(1988 г.). Этот уникальный фестиваль, созданный усилиями и энтузиазмом студенческого театра, превратил Челябинск в настоящую Мекку театрального студийного движения, который привлек к себе и зарубежные коллективы. В 1992 г. театр стал муниципальным, а в начале 2000-х получил и новую сцену.

 

История театра - путь побед и поражений, успеха и проигрыша. Но всегда коллектив был интересен своим зрителям, новые постановки не остаются без внимания.

 

Театр дышит одним воздухом со своими современниками, он очень молод и нужен своим зрителям.

 

Публикации о театре:

 

  • Валеев, А. "Переходим на итальянский": о театральном сезоне "Манекена" / А. Валеев // Челяб. рабочий. - 2000.- 16 сент. - C. 7.
  • Середа, А. Неоконченная пьеса для театра "Манекен" / А. Середа // Автограф. Челябинск - арт. - 2000.- №.1. - С. 37-38.
  • Горюк, О. Нашел, Поставил, Зацепил: "Манекен" завершил театральный сезон премьерой. / О. Горюк // Челяб. рабочий. - 2001.- 10 июля. - С.7.
  • Жилякова, Т. Сибирь. Деревня. Дель арте: ("Манекен" открыл новый сезон / Т. Жилякова // Челяб.рабочий. - 2001.- 15 сент. - С.8.
  • Шульпин, А. "Манекен" от А до Ю: вехи в истории театра / А. Шульпин
  • // Автограф. Челябинск - арт. - 1999.- №.3. - С.24-27.
  • Моргулес, И. Перемена участи: премьера в театре "Манекен" / И. Моргулес // Веч. Челябинск. - 2000.- 15 фев.
  • Богданова, И. Новое пространство "Манекена" / И. Богданова
  • // Веч. Челябинск. - 2001.- 9 июля. - С.9.
  • Радченко, Е. "Сорок лет не сорок дней..."Театр "Манекен" открыл свой сороковой театральный сезон / Е. Радченко // Челябинск. - 2002.-№10. - С.80-81.
  • Радченко, Е. Все началось в Челябинске: главный режиссер Театра Российской армии Б.А.Морозов гордится тем, что был ведущим актером в "Манекене", который создал его брат Анатолий / Е. Радченко // Челябинск. - 2003. - №3. - С. 58-59.
  • Моргулес, И. Три хождения в театральную Мекку: беседа с главным режиссером театра "Манекен" Ю.Бобковым) / И. Моргулес
  • // Южноурал. панорама. - 2001.- 5 июля. - С.7.
  • Лившиц, Ю. Как попадают в актеры? / Ю. Лившиц // АИФ. - 2003. - №13. - С. 11.
  • Дейнеко, Н. Явление "Манекена": 40-летие театра / Н. Дейнеко
  • // МК-Урал.Комс. правда. - 2003. - 2 апр.-С.22.
  • Радченко, Е. Возвращение мастера: за два прошедших сезона Анатолий Морозов поставил в Челябинске три спектакля / Е. Радченко  // Челябинск. - 2003.-№7. - C.48-49.
  • Богданова, И. Родом из "Манекена": беседа с худруком Челябинского муниципального театра Ю.Бобковым / И. Богданова
  • // Миссия. - 2004.-№5. - C.24-33.
  • Панфилова ,Л. Юлия Михеева:"Я - дрова для костра, из которых рождаются песни":беседа с композитором, поэтом, театральным художником, актрисой челябинского театра "Манекен"/ Л. Панфилова // Челяб. рабочий. - 2005.-17 марта. - С.5.
  • Моргулес, И. "Сцена-2005": о конкурсе профессиональных театров области, в котором принимают участие "Манекен" и Челябинский драмтеатр / И. Моргулес // Южноурал. панорама. - 2005. - 9 апр.. - C.4.
  • Жилякова, Т.
  • Наталья Гончарова: "У меня есть все любимое": беседа с ведущей актрисой театра "Манекен" / Т. Жилякова // Челяб. рабочий. - 2005. - 17 июня. - C.7.
  • Симакова, С. Сергей Овинов: "Я очень трудный актер": беседа с актером театра "Манекен" / С.Симакова // Веч. Челябинск. - 2006. - 17 февр. - C.7.
  • Жилякова, Т. Артист всегда артист: беседа с артистом театра "Манекен" Г.Акимовым) / Т. .Жилякова
  •  / Челяб. рабочий. - 2006. - 22 марта. - C.5.
  • Ваганов, А. Человек, театр и судьба: А.Березин - ведущий актер театра "Манекен") / А.Ваганов // Челябинск. - 2006. - №3. - C.60-63.
  • Мачульская,Т. Театр уходит в классику и в монастырь:/ Т. Мачульская
  • // Челяб. рабочий. - 2006. - 14 сент. - C.5.
  • Моргулес, И. "Манекен" открылся премьерой: / И. Моргулес
  • // Южноурал. панорама. - 2006. - 12 окт. - C.10.
  • Рылова, А. "На границе" без границ: на Европейском фестивале любительских театров "На границе" в Голландии нашу страну представляла челябинская студия театра "Манекен" / А. Рылова
  • // Южноурал. панорама. - 2006. - 8 нояб. - C.4.
  • Лившиц, Ю. Юрий Бобков: "Гламурная Москва - это не моя тема": беседа с режиссером театра "Манекен") / Ю. Лившиц // АИФ. - 2006. - №46. - C.17.
  • Моргулес, И. Путь "Манекена": к 45-летию театра / И. Моргулес
  • // Южноурал. панорама. - 2008. - 27 марта. - C.10.
  • Горюк , О. Море Лаптевых и тысяча страстей: в молодом "Манекене" сыграли рассказ-пародию молодого Чехова / О. Горюк
  • // Челяб. рабочий. - 2009. - № 58. - C.32.
  • Медведева, А. Святой крест "Манекена": завтра в театре "Манекен" премьера - спектакль по пьесе Макса Фриша "Санта Крус" / А. Медведева
  • // Веч. Челябинск. - 2009. - 14 мая. - C.7.
  • Скрипов, А. Опустили занавес: знаменитому челябинскому театру "Манекен" предписано "сократиться" на 95 процентов / А. Скрипов
  • // Рос. газета. - 2009. - 4 сент. - C.10.
  • Кумейко, И. "Манекен" отправили в отставку: наперекор безрадостным вестям, театр ставит новый спектакль / И. Кумейко
  • // Комс. правда. - 2009. - 15 сент. - C.5.
  • Кумейко, И. Сотворившая чудо: удивительную историю жизни слепоглухонемой Элен Келлер поставили в "Манекене" / И. Кумейко
  • // Комс. правда. - 2009. - 17 сент. - C.13, 15.
  • Казачихина, А. Сотворить чудо для "Манекена" : всем властям назло сегодня челябинский театр "Манекен" открывает новый сезон премьерой / А. Казачихина // Челяб. рабочий. - 2009. - 18 сент.. - C.2.
  • Соколов, А. Гришковец заступился за "Манекен": популярный писатель и актер высказался в защиту челябинского театра / А. Соколов
  • // Комс. правда. - 2009. - 30 сент.. - C.5.
  • Кумейко, И. "Манекену" жить!: полпред Винниченко предлагает области и городу пополам разделить финансирование многострадального театра / И. Кумейко // Комс. правда. - 2009. - 6 окт. - C.5.
  • "Манекену" дали шанс // Рос. газета. - 2009. - 7 окт. - C.10.
  • Ткачев, Е. Бессоница, вызванная искуссвенным путем: культурный центр "Театр + ТВ" провел "Арт-бессоницу" / Е. Ткачев
  • // Южноурал. панорама. - 2009. - 19 нояб. - C.12.
  •   Богданова, И. "Манекен" побывал в раю: работа театра "Манекен" признана лучшей на международном фестивале во Флориде (США) / И. Богданова // Южноурал. панорама. - 2010. - 2 сент. - C.10.
  • Гизатуллин, Э. Чехов в стране чудес: "Манекен" собрал больше всего наград на "театральной олимпиаде" / Э. Гизатуллин
  • // АиФ. - 2010. - № 35. - C.17.
  • Казачихина , А. Три "я" Сергея Овинова: ведущему актеру театра "Манекен" исполяется 50 лет. / А. Казачихина
  • // Челяб. рабочий. - 2011. - 15 янв. - C.4.
  • Гизатуллин, Э. Чайка по имени Овинов: долгое время известный актер Сергей Овинов числился в театре инженером / Э. Гизатуллин
  • // АиФ. - 2011. - № 5. - C.15.
  • Беляев, Н. Пятнадцатилетний "Манекен": исполнилось 15 лет челябинской студии-театру "Манекен" / Н. Беляев
  • // Известия. - 2011. - 18 февр. - C.7.
  • Казачихина, А. Какая она, твоя Россия?: в челябинском театре "Манекен" премьерой "Чацкий-Камчатский" по пьесе Анны Яблонской открыт новый сезон / А. Казачихина
  • // Челяб. рабочий. - 2011. - 22 сент. - C.4.
  • Глазкова, И. "Чацкий-Камчацкий", или Школьникам не рекомендуется: Челябинский "Манекен" с новой премьерой по пьесе А.Яблонской / И. Глазкова // АиФ. - 2011. - № 39. - C.32.
  • Горюк, О. Хочу на волю!: Юрию Бобкову, главному режиссеру челябинского театра "Манекен", вчера исполнилось 60 лет. / О. Горюк
  • // Челяб. рабочий. - 2011. - 19 нояб. - C.7.
  • Голлай, И. "Я ходил на Таганку через угольную яму...": 60-летие Ю. Бобкова - художественного руководителя театра "Манекен" / И. Голлай
  • // Комс. правда. - 2011. - 23 нояб. - C.17.
  • Олиферчук, В. Маленький "Манекен" делает большое дело: театр-студия "Манекен"  отправилась в Кыштым в детский дом, показала спектакль и провела мастер-классы / В. Олиферчук
  • // Веч. Челябинск. - 2012. - 9 нояб. - C.15.
  • Горюк, О. Островский с песнями и плясками: первая премьера сезона в театре "Манекен"  - спектакль "Дикарка" / О. Горюк
  • // Челяб. рабочий. - 2012. - 28 нояб. - C.3.
  • Моргулес, И. Куклы на сцене маленького "Манекена": студия-театра "Манекен" ЮУрГУ поставила спектакль "История одной мыши" / И. Моргулес // Южноурал. панорама. - 2012. - 15 дек. - C.8.
  • Горюк, О. В "Манекене" задувают свечи:театр "Манекен" начал долгоиграющую акцию, посвященную 50-летию со дня основания / О. Горюк // Челяб. рабочий. - 2013. - 6 марта. - C.4.
  • Бобков, Ю. Театры киснуть не собираются: художественный руководитель  и главный режиссер челябинского театра "Манекен" Ю. Бобков // АиФ. - 2013. - № 10. - C.24.
  • Олиферчук, В. На другом конце света: / В. Олиферчук
  • // Веч. Челябинск. - 2013. - 23 авг. - C.8.
  • Олиферчук, В. "Манекен" заряжает зрителей на добро: 50-летие театра "Манекен" / В. Олиферчук // Веч. Челябинск. - 2013. - 17 апр. - C.8.
  • Гизатуллин, Э. На искусство - копейки: основатель "Манекена" Б. Морозов  о юбилее театра / Э. Гизатуллин
  • // АиФ. - 2013. - № 15. - C.21.
  • Горюк, О. "Манекен" вспомнил все: 50-летний юбилей театра "Манекен" / О. Горюк // Челяб. рабочий. - 2013. - 3 апр. - C.4.
  • Моргулес, И. Предъявленные сердца: театру "Манекен" пятьдесят лет / И. Моргулес // Южноурал. панорама. - 2013. - 30 марта. - C.8.
  • Манекену" - 50 // АиФ. - 2013. - № 11. - C.28.
 

Мастер. Мудрец. Сказочник

 

Павел Петрович БажовЛитературная судьба Павла Петровича Бажова (1879-1950) удивительна. Широкому читателю он стал известен лишь на склоне лет. Книги, сотни статей, созданные до 1937 года, не переиздавались при его жизни. Всё изменилось в январе 1939 года, когда в 60-летний юбилей писателя друзья вручили ему драгоценный подарок – сигнальный экземпляр вышедших в "Свердлгизе"Сказов старого Урала(так сначала называлась "Малахитовая шкатулка").

С этого небольшого сборника, изначально насчитывавшего 14 сказов, Бажов фактически заново начался как писатель.

 

Знаменитый русский писатель, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов Павел Бажов родился в семье потомственного горнозаводского мастера Петра Васильевича и знаменитой кружевницы Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия). Фамилия Бажов происходит от местного слова "бажить", т.е. ворожить, предвещать. В детстве у Павла Петровича было прозвище Колдунков. Позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, эта фамилия стала одним из его псевдонимов.

 

Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в Сысертинском горном округе (на Полевском заводе). Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю видеть и понимать богатство и красоту горного Урала.

Благодаря случаю и своим способностям, Павел Петрович получил возможность учиться в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой.

В числе лучших учеников он окончил заводскую школу, Екатеринбургское духовное училище, где учился с 10 до 14 лет, затем в1899 г.-Пермскую духовную семинарию.

 

Павел Петрович Бажов

В 20 лет стал учительствовать в глухой деревне Шайдурихе, расположенной возле Невьянских заводов. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Павел Петрович Бажов пешком странствовал по родному краю: приглядывался к окружающей жизни, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров: записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, беседовал с ними о тайнах их ремесла. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог Павлу Петровичу в писательском труде. Свою "кладовую" он пополнял всю жизнь.

 

О том, как сложилась жизнь Павла Петровича после Февральской и Октябрьской революций, писатель написал в "Автобиографии": "С начала Февральской революции ушел в работу общественных организаций. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию, принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП(б)". Павел Петрович работал журналистом в дивизионной газете "Окопная правда", в камышловской газете "Красный путь", в свердловской "Крестьянской газете". Работа с письмами читателей-крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором.

 

Павел Петрович БажовБажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Первые сказы он начал публиковать в середине 1930-х годов. В 1939 Бажов объединил их в книгу "Малахитовая шкатулка" (Государственная премия СССР, 1943), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Всего было создано 56 сказов. Сюжетами многих сказов были устные предания уральских горнорабочих (хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб, полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин). Павел Петрович их слышал мальчиком.

 

Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по определению Бажова, «радость земли собрана». В 1944 году "Малахитовая шкатулка" переведена на английский язык и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже. Всего на 100 языков.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах - жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.

 

Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода – Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка. Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант – и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок. Сбывается пророчество, высказанное о Хозяйке в сказе Приказчиковы подошвы: "Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало".

 

Бажову принадлежит выражение "живинка в деле". Один из его героев, дед Нефед, объясняет, почему овладел мастерством углежога его ученик Тимофей: "А потому, – говорит, – что ты книзу глядел, – на то, значит, что сделано; а как сверху поглядел – как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет"Создание сказов стало главным делом жизни Бажова.

 

Павел Петрович Бажов, надгробный памятник. ЕкатеринбургБажов скончался 3 декабря 1950 г. в Москве, но похоронен на Урале – в Екатеринбурге, на старинном Ивановском кладбище, на высоком холме, с которого видны леса и перелески, горы и пруды. Памятник запечатлел писателя сидящим на каменной глыбе под сенью берёз и сосен. На постаменте высечены слова из сказа "Чугунная бабушка": "Работа – она штука долговековая. Человек умрёт, а дело его останется. Вот и смекай, как жить-то".

 

По мотивам сказов Бажова созданы кинофильм "Каменный цветок(1946), балет С.С. Прокофьева "Сказ о каменном цветке(1954), опера К.В. Молчанова "Сказ о каменном цветке(1950), многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи, около 10 мультипликационных фильмов.

В честь П.П. Бажова названы поселок городского типа Бажово (входящий в состав города Копейска), улицы в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане и других городах России, Украины и Казахстана. В Москве на ВВЦ установлен первый светомузыкальный фонтан "Каменный цветок".

К 120-летию писателя, в 1999 г. учреждена Литературная премия имени П. П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге. Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области.

 

 

Обитаемые острова Аллы Бархоленко

 

К 80-летию со дня рождения (р. 1933)

 

Алла БархоленкоЧелябинская писательница, автор драматических произведений, член Союза писателей СССР (1966).

В настоящее время проживает в Вологде.

 

Алла Бархоленко родилась в Костроме. Окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького, Высшие режиссерские курсы, училась в Курском педагогическом институте. Работала воспитателем, продавцом в книжном магазине. В 1963 году переехала в Златоуст.

 

Первые рассказы опубликовала в 1965 г. в газетах «Уральская новь»и «Челябинский рабочий». В 1967 г. в Челябинске вышел первый сборник рассказов «Сколько стоит песня». В дальнейшем  произведения А. Бархоленко публиковались в областных газетах, журналах, в коллективных сборниках, выходили отдельными изданиями.

 

В 1966 она получила 2-ю премию на Всесоюзоюзном конкурсе на лучшую пьесу о труде и рабочем классе. Премией на Всесоюзоюзном конкурсе на лучшее произведение о работниках внутренний дел была отмечена в 1970 пьеса “День был солнечный”. Алла Бархоленко была в лонг-листе премии Букер-99. Награждена Шолоховской премией за гуманизм в литературе.

 

Читайте книги Аллы Бархоленко: 

  • Сколько стоит песня : рассказы / А. Ф. Бархоленко. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд., 1966. - 89 с. (есть на абонементе библиотеки).
  • Отпусти синицу : пьесы /А.Ф. Бархоленко. – Челябинск, 1974.
  • Купава : пьеса / А.Ф. Бархоленко. – М., 1976.
  • Липовый чай : повести и рассказы /А.Ф. Бархоленко. – Челябинск, 1979.
  • Он увидел : роман /А.Ф. Бархоленко. – Челябинск, 1988.

 

Литература об авторе:

  • Озеров, Ю. Новые пьесы. Новые имена / Ю. Озеров //Совет. культура. – 1965. – 12 авг.
  • Лотарев, М. Наш друг / М. Лотарев // Челяб. рабочий. – 1966. – 8 марта.
  • Вохминцев, В. О смысле заботиться надо / В. Вохминцев // Челяб. рабочий. – 1968. – 31 марта.
  • Филипович, А. Драматург и современность / А. Филиппович // Урал. – 1975. - № 4.
  • Писатели Челябинской  области: биобиблиогр. справ. / сост. В.В. Ильина. – Челябинск, 1992.
 
 

Наши рубрики

gost_prostranstvo     ujural

 

70 button     время чит


Поиск по сайту


STOP-книга!

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • acter_game_m.jpg
  • akter_kniga_m.jpg
  • balet_m.jpg
  • ceccaris_m.jpg
  • istoriya_kostyuma_m.jpg
  • kak_stat_svesd_m.jpg
  • Pavarotti_m.jpg
  • tabakerka.jpg
  • tri_hita_m.jpg
  • vicokii_m.jpg
  • voylok_m.jpg
  • Zhizn_rasskazannaya_m.jpg
  • ZHZL.jpg

Баннеры

Кольцо НКО Яндекс.Метрика