английская версия на главную Версия для слабовидящих

Ресурсы

Услуги

Программы. Проекты

Библиотекам

О библиотеке

"Поехали"

Методический релиз, посвященный Году космонавтики в России

Полет Ю.А. Гагарина вошел в историю как выдающееся научно-техническое достижение нашего государства, как триумф не только российской космонавтики, но и всего человечества и положил начало освоению человеком открытого космоса.

Юрий ГагаринГод 2011 особенный, как для России, так и для всего мира. Человечество отмечает 50-летие первого полета человека в космос. 12 апреля 2011года торжественные мероприятия пройдут не только в России, но и в США, Европе, Китае.

Год космонавтики в России – время вспомнить историю, героев, достижения своей страны. Полет Ю.А. Гагарина - это огромный объединяющий фактор, предмет особой гордости российских граждан за Родину. Светлая земная улыбка Гагарина – безмолвный рассказ всем поколениям людей о первом покорении человеком космоса.

ciolkovskiiБольшинство людей на Земле когда-то считали космические полеты утопической идеей, пригодной лишь для сюжетов увлекательных фантастических романов. Но нашелся один русский человек, учитель из Калуги, Константин Эдуардович Циолковский, который после упорных поисков в 1896 году нашел реальный способ преодоления земного тяготения и осуществления космического полета на ракете, снабженной жидкостным реактивным двигателем.

gagarin_korolevДругой наш соотечественник, инженер, выпускник МВТУ им. Н.Э. Баумана Сергей Павлович Королев, создал ракету, а Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года совершил на ней первый в мире реальный космический полет. Дорога в космос была открыта.

В честь этого события день полета Ю.А. Гагарина 12 апреля был объявлен праздником - Днем космонавтики, а 2011 год - год 50-летия полета – Годом российской космонавтики.

Старт корабля «Восток» - это одно из величайших событий не только ХХ века, но и всей истории цивилизации. Прорыв в космос навсегда останется символом человеческого мужества, стремления к познанию, к прогрессу. kosmosИ для нашей страны это событие стало поистине национальным триумфом, который сплотил и объединил тогда весь народ.

Именно наша страна, пережившая разрушительную войну, тяжелейшие трудности, испытания, смогла реализовать этот беспримерный проект. Он состоялся благодаря таланту и усилиям сотен тысяч людей: ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, военнослужащих. Об их подвиге мы должны помнить и передавать эту гордость и память будущим поколениям.

История освоения космоса сегодня часто становится объектом разного рода фальсификаций: какие-то факты умышленно искажаются, некоторые замалчиваются. 50-летие полета Юрия Алексеевича Гагарина - это возможность раскрыть перед молодежью историю российской космонавтики, рассказать о роли России в освоении космоса.

Хотелось бы, чтобы праздничные мероприятия хорошо запомнились молодым читателям.

Предлагаем вашему вниманию список сценариев и мероприятий, посвященных Дню космонавтики, которыми вы можете воспользоваться в методическом отделе ЧОЮБ:

• Балашова, Н. А. Штурман космических трасс: материал для беседы о Константине Эдуардовиче Циолковском  / Н. А. Балашова // Игровая библиотека. – 2009. - № 1. С. 28-35.

Гениальный самоучка, ученый-провинциал, К.Э. Циолковский был человеком, далеко опередившим свой век. Он дожил до дней, когда его заветные мысли о свободном полете человека и о покорении надатмосферных просторов перестали считаться несбыточной фантазией.

• Валуева, Р. В. В безбрежном времени Вселенной : викторина к Дню авиации и космонавтики / Р. В. Валуева // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 75-76.

Викторина содержит вопросы об истории российской авиации и космонавтики, известных космонавтах, спутниках Земли, космических станциях.

• Евдокимова, И. А. Человек открывает Вселенную : познавательная игра к Дню космонавтики / И. А. Евдокимова // Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 2. – С. 28-31.

Большинство астрономов считают, что Вселенная, которую мы можем наблюдать – это только часть Вселенной, простирающейся в необозримо далеком пространстве. Но как далеко она распространяется? Или она бесконечна?

• Емельянова, Л. П. Первопроходцы : викторина / Л. П. Емельянова // Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 1. – С. 69-72.

Слово «первый» изначально сопровождает космонавтику. Первый спутник, первый пилотируемый полет, первый шаг на Луне. Вопросы викторины помогут вспомнить некоторые первые научные эксперименты и открытия в отечественной космонавтике.

• Иванова, О. «Отсюда в космос пролегли дороги» : сценарий внеклассного мероприятия / О. Иванова // Калейдоскоп юбилейных дат. Вып. 5-й. - М., 2008. – С. 149-164.

Покорителям космоса посвящается сценарий. В 2007 году вышел сборник стихотворений тех, кто посвятил свою судьбу космонавтике «Отсюда в космос пролегли дороги». На фоне стихов из сборника в сценарии идет разговор о тех, кто покоряет космос, создает сверхмощную космическую технику, людях, посвятивших себя звездной мечте.

• Красникова, В. А. Самая прекрасная из планет : игровая программа / В. А. Красникова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 73-74.

Игровая программа предлагает школьникам отгадать «космические загадки», ответить на вопросы по темам «Человек и космос», «Планета Земля».

• Кудряшева, Л. А. «Колумб Вселенной» : сценарий вечера / Л. А. Кудряшева // Школьная библиотека. – 2009. - № 2. – С. 48-54.

Сценарий вечера, возможно, разбудит в мальчишках романтическое желание стать космонавтом или конструктором, а не только менеджером или экономистом.

• Лекомцев, Д. Г. Ждите нас, звезды! : викторина / Д. Г. Лекомцев // Игровая библиотека. – 2009. - № 1. – С. 10-23.

Космонавтика – одна из увлекательнейших областей человеческой деятельности. Она связана практически со всеми отраслями человеческого знания – от физики до кулинарии. Вопросы викторины позволят вспомнить историю космонавтики и астрономии.

• Лекомцев, Д. Г., Лекомцева, С. А. Меж звезд и галактик : викторина / Д. Г. Лекомцев, С. А. Лекомцева // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 1. - С. 43-45.

Луна – это ближайшее к нам небесное тело. Еще в доисторические времена люди обратили на нее свое внимание. Многие народы поклонялись ей как божеству. Позже Луну стали изучать ученые. Неудивительно, что Луна стала первым небесным телом, которого достиг аппарат, созданный людьми.

Викторина знакомит учащихся с космическими тайнами планет: Луны, Венеры, Марса.

• Михайлова, Н. А., Стрельникова, С. В. Первопроходцы : брейн-ринг / Н. А. Михайлова, С. В. Стрельникова // Читаем, учимся, играем. – 2006.- № 2. – С. 32-34.

Брейн-ринг посвящен первому полету человека в космос, основателям космонавтики, космонавтам: Ю. Гагарину, В. Терешковой, Г. Титову и др.

• Мухина, В. Л. Звездный сын Земли : сценарий литературно-музыкального вечера / В. Л. Мухина // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 1. – С. 37-41.

Пройдут годы, века, в памяти человечества многое сотрется или утратит свою ценность, но имя Юрия Гагарина в истории земной цивилизации останется навсегда.

• Никиенко, А. А. Дорога во Вселенную : тематический вечер / А. А. Никиенко // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 2. – С. 35-40.

Материал для проведения тематического вечера даст возможность вспомнить основные ступени пути покорения космоса.

• Резванцева, Л. В. Знакомьтесь, Гагарин : беседа-портрет / Л. В. Резванцева // Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 2. – С. 35-38.

Юрия Гагарина называли Колумбом космоса, Первым гражданином Вселенной, Сыном Земли. Беседа-портрет расскажет о том, каким человеком он был, где и как учился, как пришел в космонавтику.

• Резванцева, Л. В. «Небо – наш родимый дом» : вечер, посвященный истории воздухоплавания / Л.В. Резванцева // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 1. – С. 38-42.

Космическая эра человечества началась не сразу и не вдруг. На вечере пойдет рассказ о первых русских летчиках – пионерах воздухоплавания, о тех, кто первым оторвался от земли, и, в конечном счете, проложил дорогу в космос.

• Хохлова, Е. Б. Дорога к просторам Вселенной : интеллектуально-познавательная викторина по принципу игры в «крестики-нолики» / Е. Б. Хохлова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 1. – С. 42-44.

С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звездное небо. Долг и тернист был путь человека в космос. Из наблюдений за светилами складывались научные познания о небесных телах и Вселенной. Однако прошло много тысяч лет, прежде чем осуществилось мечта человека.

• Шаров, В. Новый шаг человечества : материал к классному часу / В. Шаров // Классное руководство. Воспитание школьников. – 2010. - № 6. – С. 36-38.

Успехи пилотируемой космонавтики очевидны, однако, почти все они связаны с околоземным пространством. Впечатляющим исключением стала лунная программа американцев, завершившаяся высадкой на поверхность нашего естественного спутника 12 астронавтов США. Но вот уже более 25 лет человечество не ступало на другое космическое тело. Куда будет наш следующий шаг?

Наши рубрики