английская версия на главную Версия для слабовидящих

Персонализированная реальность

Одной из самых ярких, на мой взгляд, книжных премьер этого года является дебютная книга Эли Паризера «За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас?». В ней известный американский политический активист и интернет-деятель описывает технологию работы крупнейших интернет-компаний (в частности, Google и Facebook), заключающуюся в создании для каждого человека уникальной информационной вселенной.

На первый взгляд, ничего плохого в этом нет: информации в Сети немерено (сейчас за день производится несколько миллиардов гигабайт), поиск релевантных данных занимает все больше и больше времени, и поисковые системы, социальные сети, новостные порталы и другие ресурсы облегчают страдания человека, выдавая ему максимально соответствующие его потребностям данные. Но степень соответствия этих данных определяет не пользователь, а программа, делающая определенные выводы на основе его последних действий в Сети. А это уже не есть хорошо.

Человеческие интересы – одна из самых изменчивых категорий. Я, например, пару недель назад активно искал информацию о масштабных моделях автомобилей; дня три посмотрел, удовлетворился и успокоился, сосредоточился на поиске информации на другие темы; но после этого еще с неделю на разных сайтах мне попадалась рекламная информация о продаже масштабных моделей. Это результат сбора информации о моих действиях в онлайне (колоссальный рынок: за каждое движение мыши компании готовы платить, ибо чем точнее представление о пользователе и его потребностях, тем более уникальное и персонализированное рекламное предложение ему можно сделать и, соответственно, тем больше товаров продать). Противно, но не смертельно.

Однако персонализация не ограничивается только рекламой. Новостные сайты подстраивают заголовки своих материалов под интересы и желания пользователей; в социальных сетях и блогах показывается только определенный процент сообщений. К примеру, в моей ленте новостей в соцсети «Вконтакте» показывается 11% самых лучших, самых интересных для меня (по мнению программы, основанному на количестве посещений тех или иных страниц и сообществ) новостей, но можно и 100% настроить, только тогда совсем утонешь в потоке данных; в «Фейсбуке» аналогично (только без указания процентов и без настройки 100-процентного показа).

Казалось бы, что плохого: данных ведь немерено, все их все равно не прочитаешь, и спасибо Павлу Дурову, Марку Цукербергу и владельцам других информационных ресурсов за заботу. Но в результате у пользователя формируется далеко не полное, однобокое представление об окружающей действительности, он постепенно лишается возможности взаимодействовать с имеющими другое мнение людьми, оказывается в полном одиночестве за так называемой «стеной фильтров». Жизненный путь, взгляды и установки человека будут определяться не им самим, а интернет-компаниями, решающими, какую именно информацию показать, на основе собранных когда-то (может быть, даже много лет назад) данных о посещаемых страницах.

Общественная активность может приказать долго жить. Человек реагирует на довольно узкий круг стимулов (власть, слухи, знаменитости, юмор и некоторые другие), а важные, но сложные и неприятные темы (дефицит энергии, климатические изменения, голод и т.п.) способны заинтересовать с гораздо меньшей вероятностью. Данные первого вида будут выдаваться регулярно, второго – чрезвычайно редко. Если учесть, что «виртуальные соседи» пользователя будут примерно такими же, что рядом не будет товарища, способного подсказать, что что-то идет не так, человечество в скором времени рискует разучиться реагировать на важнейшие экономические, политические, социальные изменения, и наступит мещанство в общепланетарном масштабе.

Вот почему Эли Паризер призывает бороться против, казалось бы, такой замечательной штуки, как персонализация. Это совсем непросто: стена фильтров невидима, и понять, что то, что видим мы, отличается от того, что видят другие, удается далеко не всегда. Тем не менее способы есть, считает Паризер. Каждый человек может изменить свое поведение:

  • Усложнять работу поисковым программам, расширяя свои интересы и обозначая новые их направления;
  • Пользоваться сайтами, дающими больше возможностей контроля и четко сообщающими о принципах работы фильтров и использования ваших личных данных (например, вместо «Фейсбука» - «Твиттером»);
  • Хотя бы на базовом уровне понимать принципы работы алгоритмов, изучать языки программирования.

Компании должны делать более прозрачными системы фильтрации, четче объяснять принципы использования личной информации, а также повышать вероятность случайных открытий (нахождения тем, лежащих за пределами обычного опыта пользователя), более тонко и гуманистично подходить к идентичности, освещать общественные проблемы и культивировать гражданственность.

На уровне же общества в целом необходимо бороться за контроль над Интернетом, в первую очередь, над собственными персональными данными, за открытый, направленный на общественное благо Интернет.

Все это сделать очень сложно, но результаты стоят того. И книга Эли Паризера «За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас?» будет отличным помощником в этом. Ведь вы же не хотите оказаться в информационном вакууме, лишающем возможности не только развиваться, но и просто адекватно воспринимать окружающий мир?..

 

Паризер, Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? = The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You / Эли Паризер; пер. с англ. А. Ширикова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 304 с.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Поиск по сайту


STOP-книга!

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • acter_game_m.jpg
  • akter_kniga_m.jpg
  • balet_m.jpg
  • ceccaris_m.jpg
  • istoriya_kostyuma_m.jpg
  • kak_stat_svesd_m.jpg
  • Pavarotti_m.jpg
  • tabakerka.jpg
  • tri_hita_m.jpg
  • vicokii_m.jpg
  • voylok_m.jpg
  • Zhizn_rasskazannaya_m.jpg
  • ZHZL.jpg

Баннеры

Кольцо НКО Яндекс.Метрика